Главная ➤ Статьи ➤ Содержание диссертации ➤ Современный зарубежный опыт проектирования  христианских храмов

Архитектура современных православных малых храмов и часовен (на примере Москвы и Подмосковья)

I.2.Современный зарубежный опыт проектирования  христианских храмов

Западная культовая архитектура не имела того перерыва в развитии, который был в России. Она развивалась естественным эволюционным путем в одном русле со всей архитектурой. И к началу 20-го века в ней постепенно созрело стремление к новым формам, модернизму. Постмодернизм, возникший в 70-х годах, признавал как новые, так и ретроспективные формы. Современное направление - деструктивизм - отказывается от традиций и выражения тектоники, стремясь к полной индивидуальной свободе творчества.*

Первая премия международного фонда «Брат-Солнце» (под эгидой Папы Римского) за лучшее культовое сооружение в 1996 году была присуждена японскому архитектору Тадао Андо за три храма, представляющих чисто модернистские сооружения в прямоугольных геометрических формах, вне традиций (рис.5б). Протестантское направление христианства особенно отличается стремлением к пуризму, как в жизни, так и в архитектуре, в то время как русская православная церковь ценит многодельные украшения храма во славу Божью.

В польском городе Белостоке, где население преимущественно православное, построено несколько православных церквей. Некоторые из них, например церковь в честь Святого Духа (рис.5б), по формам напоминают традиционные, но эти формы как бы распадаются, символизируя, видимо, противоречия и распад современного мира. Для православного храма это мало подходит, ибо согласно канону храм есть образ мира небесного и носит черты мира земного, «но не такого, каков он есть, а каким должен  быть».* Некоторые церкви напоминают космические ракеты или крепости. Церковь Воскресения Христова построена на резких ломаных линиях и завершается вместо маковок чем-то угловатым. Конечно, польские архитекторы, как и некоторые наши, соскучились по формотворчеству, но неизвестно, привлекает ли это польских верующих, а наших верующих скорее всего отпугнет.

* Зосимов Г.И. Архитектура 1990-х. М., 2001.

* Щенков А.С., Вятчанина Т.Н. Об иконографии и тектонике православного храма. М.,1996.