Главная ➤ Статьи ➤ Содержание диссертации ➤ Интерес к древним национальным корням

Архитектура современных православных малых храмов и часовен (на примере Москвы и Подмосковья)

Интерес к древним национальным корням

Конец XIX - начало XX века было временем эклектики, модерна и «русского стиля». Возможно, наша ситуация перекликается с эпохой эклектики от глагола «эклего» - выбираю, выбираю из любых исторических стилей наиболее уместный. Так понимал эклектику Константин Тон, начавший в начале XIX века, может быть не во всем удачно, поворот к «русскому стилю». Сейчас одновременно с современной архитектурой возник интерес к другим историческим эпохам, к стилизации. Тогда, в начале века, одновременно со строительством классицистических храмов строили и храмы «в русском стиле». Интерес к древним национальным корням возник после Отечественной войны 1812 года. После Петровских реформ русская культура разделилась на дворянскую, столичную, пошедшую по европейскому пути, и культуру народную, провинциальную, продолжавшую средневековые традиции. В то время, как в крупных городах после классицистических храмов вернулись к храмам «в русском стиле», в провинции все это время продолжали строить  храмы в старых, архаичных формах и даже не заметили этого витка развития столичной архитектуры. Таким образом, «русский стиль» давал надежду на объединение этих двух направлений русской культуры хотя бы в архитектуре храмов,  но дальнейшее развитие было трагически прервано революцией. Отметим также, что "запоздание" архитектурных форм в провинции возрождается и сейчас в строительстве новых сельских храмов и часовен.*

* Бусева-Давыдова И.Л, Древнерусский архитектурный идеал в русской провинциальной архитектуре XVIII-XIX веков (к уяснению культурного смысла).//Архитектура в истории русской культуры. (Сборник научных трудов НИИТАГ). М.,1996.