+7 916 387 85 28

avugrad@yandex.ru

Главная ➤ Статьи ➤ Содержание диссертации ➤ Храм Св. Вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе

Архитектура современных православных малых храмов и часовен (на примере Москвы и Подмосковья)

Храм Св. Вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе

Нашим современным  первым опытам поиска новых форм храмов свойственно стремление к динамическому силуэту. Архитектор А.Т. Полянский в храме Св. Вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе отказался от угловых закомар, пытаясь сделать силуэт храма более стройным. Складывается впечатление, что у храма как будто обрублены плечи.

Храм построен как бы в «русском стиле», но в архитектуре храма чувствуется сильное влияние модернизма. Световая лента арочного очертания, заменяющая традиционные окна, вероятно перенята автором с проектов современных архитекторов Ю. Алонова и З. Осиповой. С ее помощью создается ощущение легкости, воздушности, к которому, вероятно, и стремился автор, но вместе с тем и ощущение нестабильности. Наружное и внутреннее пространства объединяются. Но это не соотносится с христианским взглядом на храм, как на ковчег, корабль, несущий находящихся в нем по океану житейских бурь и ограждающий от них.

Образ храма характеризуется отказом от украшений, так называемых «архитектурных излишеств», простотой, сухостью и укрупненным масштабом деталей.

Для храма на Поклонной горе характерно привнесение элементов модернизма в «русский стиль». При формальном внешнем соблюдении канонов и традиций - необходимом условии строительства православного храма - стремление автора привнести нечто свое новое, уникальное, выразить свое собственное творческое кредо и «соответствие духу времени», и тем самым, с первого взгляда незаметно, от традиций отойти. Причем под «новым» подразумевается не новое вообще, а именно нововведения, привнесенные из определенного направления в архитектуре - модернизма. Этими нововведениями являются:

  • придание сооружению современного вида - «соответствия духу времени»;

  • поиск новых уникальных форм сооружения;

  • отказ от украшений - т.н. «архитектурных излишеств»;

  • сухость, простота, примитивность, чрезмерная лаконичность деталей и их укрупненный масштаб;

  • выявление и подчеркивание на фасаде современных материалов и конструкций;

  • «пузыри» в закомарах и кокошниках - арочные членения имеют разные центры.