+7 916 387 85 28

avugrad@yandex.ru

Главная ➤ Статьи ➤ Содержание диссертации ➤ Строительство храмов и часовен в стиле классицизм

Архитектура современных православных малых храмов и часовен (на примере Москвы и Подмосковья)

Строительство храмов и часовен в стиле классицизм

В определенных условиях удачны опыты строительства храмов и часовен в стиле классицизм. Если новый храм или часовня дополняют ансамбль времен классицизма, то, естественно, они построены в стиле классицизма, как часовня на Сибирском подворье при храме святителя Филиппа митрополита Московского, архитектор О.И. Журин.

В пределах старой Москвы, среди сохранившейся старой застройки, в основном XIX века наметилась тенденция строить новые жилые и общественные дома в ретростиле, напоминающем классицизм. Такие дома смотрятся естественно в этом окружении. И так же уместны в этих условиях новые храмы в стиле классицизм, хотя вполне возможны и в более древних стилях.

Также удачны новые храмы и часовни в стиле классицизм среди застройки сталинской эпохи, подражающей классицизму, например часовня святых Бориса и Глеба на Арбатской площади, архитекторы П.И.Чучиков и Ю.С.Вылегжанин. Часовня  построена на месте церкви страстотерпцев Бориса и Глеба, впервые упоминаемой в 1483 году и неоднократно перестраивавшейся, и храма святителя Тихона епископа Амафунтского 1620 года, тоже перестраивавшегося и последний раз обновленного в 1896 году. В тридцатые годы нашего столетия оба эти храма были снесены. Задача авторов была - сделать часовню для Арбатской площади родной, чтобы она не вступала в контраст с окружающей средой, но в то же время и не терялась на этой большой площади. За основу были взяты обмеры и фотографии  старого храма Бориса и Глеба, выполненные перед его сносом в 1930 году архитектором-реставратором Б.Н. Засыпкиным. Таким образом, композиция часовни - восьмерик на четверике - напоминает старый храм, каким он был в результате поздних перестроек.*

Очень удачная часовня в стиле классицизм построена по инициативе и по проекту группы архитекторов персональной мастерской М.Хазанова, реконструировавших  непритязательный профсоюзный дом отдыха на месте некогда существовавшей усадьбы. Архивных документов не сохранилось, архитекторы реконструировали комплекс в стиле классической усадьбы, и для завершения ансамбля они поставили часовню на высоком откосе в непосредственной близости от братской могилы воинов, погибших в 1941 году. Неискушенное местное начальство приняло часовню за «памятник архитектуры».

В группе церковных зданий в стиле классицизм также есть здания, точно следующие стилю, как отмеченные выше, и есть здания под влиянием современного стиля. Это храм великомученицы Ольги на Б. Серпуховской улице и храм-часовня в честь иконы Казанской Божией Матери на Октябрьской площади.