Главная ➤ Статьи ➤ Содержание диссертации ➤ Глава с Крестом

Архитектура современных православных малых храмов и часовен (на примере Москвы и Подмосковья)

Глава с Крестом

Глава с Крестом  символизирует Христа, как Главу Вселенской Церкви, на своде главы помещается образ Спасителя. Маковица главы - знак пламени, огня, а следовательно, огненных Небесных Сил, несущих Небесный Престол.* В своей идее глава не закрывает Храм, а открывает  его в небо. В храме Гроба Господня в Иерусалиме первоначально покрытия средней его части (купола) не было.

Византийские главы в виде полусферы представляли образ не пламени, а ровного сияния, или света Божия.

Доктор К.Н.Афанасьев выдвинул следующую гипотезу. Плоские золоченые византийские купола весь день сверкали в лучах высокого южного солнца. Шлемовидные купола отражают вертикальной поверхностью даже горизонтальные лучи низкого северного солнца. А луковицы отражают нижней частью, нависающей над барабаном, даже солнце у линии горизонта.

С конструктивной точки зрения луковичный купол гасит в себе распор, не передавая его на барабан (шею) и позволяя сделать стенки барабана тонкими, в то время как при низких византийских куполах толщина стен барабана была традиционно равна толщине стен тела храма и не позволяла сделать барабаны стройными.**

"Изменения происходят и с крестами на храмах. Равноконечная форма византийского креста на русской почве переходит в удлиненную с необычайно изящными соотношениями частей. Впоследствии, в позднейшее время, крест сопровождается сиянием и украшается ветвями, как древо процветшее безсмертия."***

С XVI - XVII веков крест становится шести- и восьмиконечным. У его основания появляется фигура полумесяца. Существуют разные версии символического значения полумесяца. Современные ученые отвергают распространенное мнение о том, что полумесяц является символом побежденного ислама, т. к.  он появился раньше победы русских над казанскими татарами. Однако дореволюционный ученый Н.В. Покровский допускает, что мы получили этот символ от греков еще ранее занятия Константинополя турками. В России же он получил особенно широкое применение после победы над казанскими татарами. Он представляет также вероятным то объяснение, по которому фигура полумесяца признается стилизованной формой процветшего креста.

* Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Париж,1965

** Буров М. В блеске куполов - вехи творческих успехов.//Строительная газета №45, 10 ноября 1995 г

*** (Голубцов) архиепископ Сергий. Церковная архитектура.//К свету №17