Звонница
+7 916 387 85 28
Храмовое строительство
Интервью архитектора Ивана Канаева в журнале "Роскошный дом"
Храм – это место, где человек общается с Богом. Поэтому архитектура храма, его отделка и убранство внутренних помещений, киоты и иконостасы – всё должно создавать и подчёркивать важность, торжественность и возвышенность этого общения. Только при мастерском соединении древних церковных канонов, традиций и современных строительных норм и правил достигается то благолепие, которое ощущает любой человек, входящий в храм.
Иван Канаев, архитектор в четвёртом поколении рассказал об особенностях проектирования храмовых объектов, о «подводных камнях» и достигнутых результатах.
1)Иван, на данный момент Вы являетесь автором многих архитектурных храмовых объектов. Расскажите о том, с чего начался Ваш творческий путь.
В 1998 году мой духовный отец сказал мне: «Одному моему хорошему знакомому, священнику, нужна твоя помощь. Нужно сделать одну небольшую работу – проект благоустройства территории храма», – и благословил туда поехать. Около года тому назад я окончил учёбу в Государственном Университете по Землеустройству на Архитектурном факультете и в это время работал в архитектурной мастерской моего дяди Виктора Ивановича Канаева, сейчас он – заслуженный архитектор РФ. А в душе у меня созревало желание работать самостоятельно, и при этом хотелось работать для Церкви. Но как это сделать, с чего начать – я не знал. Этот случай мне помог. Приехав на место, в подмосковное село Колычево Домодедовского района, я увидел там очень красивый белокаменный древний храм Воскресения Словущего постройки 17-19 веков, отчасти уже отремонтированный снаружи и действующий. Побеседовав с настоятелем храма о. Александром Голевым, я обнаружил для себя при храме обширное поле деятельности. Начал работу не с благоустройства территории, которое в итоге так и не сделал, а с кованых ворот. Позже занялся интерьером храма. Постепенно изучил стиль резьбы 17 века и спроектировал для храма иконостасы, киоты и другое. Проектировал и другие постройки при храме, а также спроектировал для о. Александра два других новых храма и часовню, которые затем были построены в соседних селениях. Иногда о. Александр просил меня спроектировать что-либо для других храмов, приходов Домодедовского района, с настоятелями которых он дружил, или они сами ко мне обращались, узнав о том, что я делаю в Колычеве.
24 июля 2010 года состоялось долгожданное великое освящение восстановленного Воскресенского храма с. Колычева. Торжественное богослужение возглавил викарий Московской епархии Архиепископ Можайский Григорий. В своей речи Владыка, в частности, сказал: "... надолго, а может быть, и навсегда сохраним в памяти этот замечательный летний день, когда совершилось освящение храма в Колычеве. Вы видите, дорогие братья и сестры, такое благолепие, какая красота, какой древностью дышат стены этого возрожденного храма, потому что все тут сделано с такой огромной любовью, с таким знанием, с таким прилежанием, что мы как бы окунаемся в 17 век и видим Небо на Земле, самое настоящее ..."
А примерно через год Владыка Григорий освящал уже другой, новый храм иконы Божьей Матери «Скоропослушница», построенный по моему проекту в соседнем с Колычевым поселке Чурилкове. Храм в Чурилкове получил от Владыки Григория не менее лестные отзывы. Еще позднее оба храма в Колычеве и в Чурилкове дважды посещал Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который также восторженно отзывался об обоих храмах. Собственно, с его слов, во второй раз он потому и захотел туда приехать, что в свое первое посещение увидел там нечто, зацепившее его за душу.
Вообще, трудно определить точную дату начала моего творческого пути. Возможно, он начался не с описанных событий, а намного раньше. Я родился в творческой семье, я архитектор в четвёртом поколении. Можно сказать, что задатки архитектора проявились с детсадовского возраста, когда я дома на кухне лепил мой пластилиновый город Авуград. Первый пластилиновый храм у меня получился, когда я учился в школе в старших классах. Слепить красивый храм было труднее, чем лепить дома. Увлекался в детстве и другими видами творчества. Снимал любительские мультфильмы, например.
2)Что для Вас означает быть архитектором?
Я, наверно, просто не смогу им не быть. Умру от тоски. При некотором изменении даже не профессии, а всего лишь специализации церковной работы на нецерковную, когда, например, по просьбе настоятеля храмов в Колычеве и Чурилкове я проектировал жилой дом для благодетеля этих храмов, мне было трудновато понуждать себя делать это. Хотя дом в стиле модерн в итоге получился отличный, клиент остался не просто доволен, а даже счастлив.
3)Откуда Вы черпаете вдохновение для своих проектов?
Вера в Бога – основной источник, может, не вдохновения, а сил. Работа для Церкви для меня – это борьба, война. Та вечная война Бога и дьявола, в которой и я принимаю посильное участие. А на войне бывает и тяжело, и больно. Поэтому я чаще ощущаю не вдохновение, а борьбу. Вдохновение все-таки ассоциируется не с тяжестью и болью, а с некоторым состоянием блаженства, которого сейчас нет. Но, думаю, ещё будет.
В другом смысле, наверно, можно сказать, что меня вдохновляют на творчество древнерусские храмы, их архитектура, убранство, живопись, а также христианские храмы других стран и народов.
4)Как происходит процесс проектирования?
Работа начинается с уточнения технического задания. В общении с клиентом выясняем все детали того, что нужно спроектировать: размеры здания, состав помещений, какие стили нравятся, какие исходные данные есть у клиента, насколько подробным и полным нужно выполнить проект, в какие сроки, какие согласования проекта нужно проходить в церковных и государственных инстанциях и т. д.
Дальше заключается договор, и начинается работа по намеченному в нём и в техническом задании плану. Но создание храма – это сложнейший процесс со множеством «подводных камней», поэтому редко удаётся всё сделать в точности по плану, и это происходит не обязательно и не только по вине проектировщиков, но и клиента, и внешних ни от кого не зависящих обстоятельств. Поэтому вносим корректировки в план работы, находя с клиентом добрые компромиссы, устраивающие всех. На первое место я ставлю качество работы. Сроки стараюсь соблюдать, но это второе после качества, разумеется, в тех случаях, когда перенос сроков по договоренности с клиентом возможен.
Проект делится на стадии проектирования и состоит из разных разделов проекта. Всё это оговаривается с клиентом заранее и фиксируется в техническом задании.
Первой стадией проектирования обычно бывают «предпроектные предложения» или иначе это можно назвать «эскизный проект», и он состоит только из архитектурного раздела.
Второй и третьей стадиями проектирования могут быть «проект» и «рабочий проект». На этих стадиях, кроме архитектора, к работе подключаются все инженеры. Каждый инженер разрабатывает свой раздел проекта, в котором он является специалистом. Главным инженером проекта обычно становится инженер-конструктор.
Работа архитектора и инженеров не должна ограничиваться только разработкой проекта, но и продолжаться дальше до полного завершения строительства. Если клиент решает самостоятельно выбрать строителей для храма, то я настоятельно рекомендую заключить договор на ведение авторского надзора за строительством архитектором и главным инженером проекта. Без авторского надзора невозможно успешно и качественно построить что-либо сложнее туалета, хозяйственной постройки и т. п.
Мы не только проектируем храмы, часовни, приходские комплексы. С командой из надежных опытных партнеров мы их строим, создаем убранство с иконостасами, киотами и др. И такой метод работы единой командой под руководством главного архитектора проекта приводит к наилучшему результату. Если красота, удобство, прочность храма для вас приоритетны – делайте так.
5)Был ли проект, который запомнился больше других?
Больше других проектов мне запомнилась упомянутая выше моя первая самостоятельная работа над Воскресенским храмом села Колычева. Этому храму я отдал лучшие годы своей жизни, наибольшее количество времени и сил, с него началось мое становление как церковного архитектора.
Но еще тогда, работая над Воскресенским храмом в Колычеве, я мечтал и мысленно представлял себе, что в награду за мои жертвенные труды, терпение скорбей, Господь когда-нибудь, вероятно, ближе к концу моей жизни, подарит мне возможность спроектировать какой-нибудь большой, значимый, красивый, величественный собор, который станет кульминацией моего творчества, и, разумеется, обязательно будет успешно построен. Кажется, конец моей жизни еще не близок. Но таким собором, вполне таким, как я его себе тогда представлял, становится строящийся в настоящее время по моему архитектурному проекту в городе Гусеве Калининградской области храм-памятник в честь Всех Святых памяти павших в годы Первой мировой войны.
6) В каких стилях Вы проектируете?
Думаю, что я могу взяться за проектирование храма или приходского комплекса в любом традиционном историческом стиле, и успешно справлюсь с задачей. Не люблю модернизм и тех, кто этим активно занимается, одобряет, продвигает это антицерковное, по моему убеждению, направление. Я за традиции в церковном искусстве и архитектуре. Любимым стилем, в котором я чаще всего работаю, является стиль русской архитектуры 17 века. Люблю и работаю также в новгородско-псковском, византийском стилях, модерне (стиль начала 20 века, не модернизм), русском классицизме и барокко.
Подписи к иллюстрациям
К стр. 80. Проект строящегося храма-памятника в честь Всех Святых
памяти павших в годы Первой мировой войны.
Калининградская область, город Гусев.
Архитекторы Канаев И.П., Денисова Н.Г., Сергеев П.В.
К стр. 81. Часовня Святых князя Петра и княгини Февронии Муромских в поселке Чурилкове. Архитектор Иван Канаев.
К стр. 82. Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Московская область, городской округ Домодедово, поселок Чурилково.
Архитектор храма и внутреннего убранства Канаев И.П.
Царские врата иконостаса Воскресенского храма в с. Колычеве.
К стр. 83. Иконостас храма Воскресения Словущего села Колычева. Московская область, городской округ Домодедово. Архитектор Иван Канаев.
Проект часовни. Архитектор Иван Канаев.