+7 916 387 85 28

avugrad@yandex.ru

Жилым районам Москвы нужны малые храмы

И.П. Канаев.   Жилищное строительство. №8, 2002. С. 29

Важное примечание. Эта статья написана в 2002 году. В то время в Москве строили в основном малые храмы. Сейчас по указу Патриарха в Москве строят большие храмы, большой вместимости. Строительство малых храмов признано экономически нецелесообразным. А вот временные, как правило, деревянные храмы, которые строят до того, как приступить к строительству основного храма, и сейчас строят малыми.

В новых жилых районах Москвы храмов почти нет. Большинство действующих храмов – это восстановленные старые храмы в пределах исторического центра Москвы. Хотя за последние 15 лет количество действующих храмов в Москве увеличилось больше чем в 10 раз, c 42 до 474, существующие храмы по большим церковным праздникам не могут вместить всех желающих. Патриархия России не может обеспечить финансирование строительства множества приходских храмов. Она сконцентрировала средства для строительства и реставрации крупных храмов и комплексов. Абсолютное большинство же новых приходских храмов строится на средства прихожан и спонсоров, иногда методом народной стройки. За последние 10 лет в Москве построено больше 30 новых храмов. Почти все они – малые храмы, вместимостью от 50 до 300 человек. Около половины из них – деревянные храмы, построенные по образцу старых сохранившихся северных церквей. И это соответствует традиции: вновь создаваемый приход строит деревянную церковь или часовню, а потом собирает деньги на каменную церковь. Кроме того, технология возведения деревянной церкви наиболее простая.

Опрос прихожан показал, что большинство их предпочитает иметь храм в пределах пешеходной доступности, а часть  верующих, совершающих ежедневные деловые поездки, посещают храмы в транспортных узлах города. В большие церковные праздники бывает ночная служба, и прихожане, в том числе пожилые, вынуждены идти из храма домой пешком на значительные расстояния, так как общественный транспорт ночью не работает. Из этого следует, что  для города требуются как  храмы в транспортных узлах, обслуживающие условный жилой район, так и сеть внутриквартальных храмов, обслуживающих условный микрорайон.

Исходя из рекомендаций свода правил "Здания, сооружения и комплексы православных храмов" (СП 31-103-99) – 7,5 прихожан на 1000 жителей, рассчитано, что малые храмы на 50 и 100 прихожан обслуживают соответственно 6,5 и 13 тыс. жителей, т.е. микрорайон (внутриквартальные храмы), а малые храмы на 200 и 300 прихожан обслуживают соответственно 26 и 39 тыс. жителей, т.е. жилой район или подмосковный районный центр (храмы в транспортных узлах).

Пригородная зона, которую можно определить в радиусе порядка  50 – 60 км. от Москвы, отличается большим процентом верующих по отношению к населению столицы, что позволяет увеличить средний расчетный показатель и принять вместо 7,5 (по СП) –10 прихожан на 1000 жителей. Тогда самый малый храм на 50 мест должен обслуживать 5000 жителей. Площадь территории на 5000 жителей не обеспечивает пешеходной доступности в пределах 0,5 часа (как требуется в СП). Предлагается принять время пешеходного движения на данном этапе до часу ходьбы.

            Таким образом, выявлена необходимость дополнительного звена в системе приходских храмов в Москве и Подмосковье – малых храмов на 50, 100, 200, 300 человек. Предлагается дополнить ими номенклатуру храмов по СП, п. 3.4., где рекомендуется минимальная вместимость городского храма – 450 человек, а сельского – 100 человек.

            Какого размера должны быть эти малые храмы? Согласно СП норма площади средней части храма, где стоят молящиеся (без учета алтаря и солеи), принимается 0,25 кв.м. на человека, причем 10 % площади занято церковным оборудованием. Но чем меньше храм, тем больший процент в нем занимает церковное оборудование – свечной ящик, аналой, канун, подсвечники, киоты. В храмах на 50 – 300 человек оборудование занимает 32% – 25%, значит, на одного человека с учетом оборудования требуется площадь 0, 33 –  0,31 кв.м. Общая площадь храма ориентировочно превышает площадь средней части в 2 раза. Ориентировочные площади малых храмов представлены в таблице.

Ориентировочные площади и габариты малых храмов

В размерах площадей средней части первая цифра дана теоретически, по расчету, вторая  практически, по чертежу. Габариты не определяют соотношение сторон, приведены целые числа для ориентировочного определения площади.

Эта площадь соответствует максимальному заполнению храма во время больших церковных праздников, когда нет возможности совершать ни поясные, ни земные поклоны. Размеры для человека, стоящего на коленях и творящего земной поклон, как это следует в определенное время литургии, определены в плане как 1,4 х 0,75 = 1,05 кв. м. Исходя из этих габаритов, храм, рассчитанный на 300 человек, при оптимальном заполнении вмещает всего 50 человек во время будничной службы с поклонами. При расчете вместимости храма надо иметь это ввиду, учитывая к тому же постоянный рост числа прихожан.

Малый храм на 200 - 300 человек - это не такое уж маленькое здание, это самый распространенный тип древнего московского храма. Например известный храм Троицы в Листах на Сретенке по современным нормам рассчитан на 300 человек, а храм Воскресения на Успенском вражке на ул. Неждановой (без трапезной) - на 200 человек.

            Малый храм или часовня могут проектироваться с учетом дальнейшего расширения, а также вхождения в состав будущего большого храма или храмового комплекса.

             Храм или храмовый комплекс может начаться с креста или часовни. Крест раньше иногда обстраивали часовней. Часовня может перестроиться в храм или в притвор храма, над ней может быть надстроена колокольня (фундаменты должны быть заранее рассчитаны).

            Часовня может также стать приделом будущего храма или просто войти в храмовый комплекс, как в храмовом комплексе в Отрадном. Часовня и маленький деревянный храм, построенные до восстановления храма Христа Спасителя, также вошли в храмовый комплекс, причем часовня играет роль надвратной при входе в нижний храм.

            Малый храм может расти и традиционным способом, путем пристраивания трапезной, приделов, притвора, колокольни, паперти.

            Малый храм может войти в будущий храмовый комплекс как зимний храм или крестильный храм, а может стать приделом более крупного храма.

            В заключение отметим, что малые храмы и часовни, включенные в ткань жилой застройки, являются основным звеном возрождения духовности нашего общества.