+7 916 387 85 28

avugrad@yandex.ru

Иван Канаев: своим традиционным видом храм должен подчеркивать неизменность и твердость нашей веры

Главная ➤ Статьи ➤  Своим традиционным видом храм должен подчеркивать неизменность и твердость нашей веры

Изучая историю архитектуры разных эпох и народов, христианских и не только, мы, как правило, находим скудные сведения об устройстве жилища людей, что-то о крепостных сооружениях, что-то о величественных замках и дворцах прошлого, но наибольшее внимание мы уделяем изучению религиозных сооружений, т. е. храмов, и это - не случайно. В некотором смысле даже можно сказать, что история мировой архитектуры - это история строительства храмов. Во все времена, во всех культурах возведению храмов отдавалось приоритетное значение по отношению к строительству собственного жилья или иных сооружений. Может быть, лишь царские дворцы могли бы поспорить с храмом своим величием и красотой.

Так же поступали и наши предки. Сами жили не богато, а все лучшее, что имели, приносили Богу. Поэтому и прекрасные храмы, возведенные ими, отражают в себе те чувства, которые были вложены в них, прежде всего ту безграничную любовь к Богу, которую они имели.

Сегодня мы живем в другом, сильно изменившемся мире. В окружающем нас обществе иные ценности, и место Бога среди них - далеко не первое. Современная же архитектура отражает в себе уже эти современные ценности, далеко не духовные. А храмы Божии, как старые, так и вновь возводимые, часто представляют собой печальное зрелище.

Современный храм, также как и древний, не утратил своего глубокого символического значения, которое присутствует в каждой его части, фрагменте, в каждой архитектурной детали. Он по-прежнему остается домом Того же самого не изменившегося с веками Бога и своим традиционным видом должен подчеркивать неизменность и твердость нашей веры. Здание храма символически изображает собой образ Вселенной, в первую очередь, мира Горнего, Небесного, т. е. Рая, а также мира земного, но не такого, каков он есть, а такого, каким он должен быть. О символике православного храма написаны труды авторитетных исследователей. Давайте задумаемся: красиво ли в Раю? Наверно, всякий верующий человек скажет, что да. В таком случае должен ли быть красивым храм, символически изображающий собой Рай? Да! Красивы ли древние храмы? Да! А красивы ли современные? Чаще - нет. А может ли в символике храма быть место современным идеям, мудрованиям, не совместимым с православной верой? Нет! В современной архитектуре эти мудрования присутствуют. Так можно ли их перенести также и на храм? Нет. Поэтому, работая над проектами новых храмов, я выбрал для себя традиционное направление (в реставрации такой вопрос даже не встает). Если разбираться еще глубже, то получается, что современный храм правильно делать традиционным не только с символической, эстетической точек зрения, но и с практической. Что хорошо для другого современного здания, оказывается плохо для храма. Об этом подробнее - в статье "Толщина стен храма".

В прошлом в церковном искусстве и архитектуре было принято работать по образцам. Такой метод работы предохранял зодчего от грубых ошибок как строительных, так и смысловых или иных, однако не исключалось и творческое переосмысление образца. Новые условия заказа, особенности местности, личный опыт строителей и др. - все это вместе накладывало свой отпечаток, и новый храм не становился копией старого. Таким образом церковная архитектура постепенно развивалась на протяжении веков, и появилось большое разнообразие форм. Если же поставить цель непременно сделать новый храм абсолютно новым, не похожим на все прежде существовавшие ранее, то здесь не избежать ереси в его символическом значении, мудрость века сего непременно отпечатается на его формах. Поэтому соблюдение традиций и работа по древним образцам уместны и в современном строительстве храмов, а развитие церковной архитектуры должно быть более плавным.