Волшебный город Художника

Мультипликационный фильм. Киностудия "Аистята". Руководитель Элла Кимен. Автор Иван Канаев

Любительский мультипликационный фильм "Волшебный город Художника" снят Иваном Канаевым в его 16-18 лет. Сюжет фильма в сказочно-мультипликационной форме описывает предчувствие автора предстоящих событий в собственной жизни. И теперь уже можно уверенно сказать, что эти события произошли или происходят. Только "happy end" еще не произошел, до него нужно дожить. Сюжет составлялся интуитивно, т. к. автор еще не имел четкого представления о своей будущей жизни и даже не до конца осознавал (а только догадывался или предчувствовал), что сочиняет именно об этом. Автора фильма следует отождествлять с главным героем. Под словом "Художник" в названии следует читать "архитектор", тем более, что речь в фильме идет о нарисованном (или спроектированном) городе. В эти годы Иван заканчивал школу, готовился поступать в университет, на архитектурный факультет, и поступил. Однако сделал это не по своему желанию, а по желанию мамы, всю жизнь проработавшей архитектором. В мыслях же тогда не было желания работать по этой специальности, а хотелось перебежать в мультипликацию. Пример мамы, проработавшей жизнь архитектором в годы унылой советской архитектуры, не был вдохновляющим. Однако Божий Промысел не позволил Ивану зацепиться за мультипликацию. А жалеть о выборе профессии архитектора в дальнейшем не пришлось.

 
Советские типовые панельные дома
Бразилиа, собор, Оскар Нимейер
Собор Всех Святых г. Гусев

В те годы архитектура только начинала переход от советского безобразия к современной. Профессия архитектора не была еще уважаемой, престижной. Архитекторы преклонялись (и сейчас преклоняются) перед современными западными мастерами, хулили советское типовое строительство, не дававшее свободы полету творческой мысли. Никто еще не пытался проектировать и строить здания в исторических стилях, что однозначно считалось признаком дурного вкуса (и сейчас считается, однако уже не однозначно и не везде). Тогда еще не восстанавливали и не строили храмы. А собственно "Волшебный город", о котором фильм, изображен в стиле русской архитектуры, как большой терем, с собором в центре. Возможно ли было в то время предположить, что Иван займется восстановлением и строительством храмов, и сможет делать это, стараясь возродить древние традиции, а не выпендриваясь в неуместных здесь формах модернизма?!! Об этом можно было мечтать, но никак не верить, что так будет. Отсутствие веры в такую возможность и было основной причиной нежелания стать архитектором.

 

И так, "Волшебный город" в фильме - прообраз храмов и других зданий, которые архитектор Иван Канаев в дальнейшем спроектировал и часть из них реализовал. (Слово "волшебный" здесь следует понимать по-сказочному, никакого волшебства на самом деле не было и не будет). Трехголовый Змей - прообраз многих трудностей, искушений, встречающихся на жизненном пути. Он же - и господин унылого (не Волшебного) города, находящегося в его власти. Река, разделяющая появившийся "Волшебный город" с городом обыкновенным, символизирует непонимание большинством людей века совремённости традиционных ценностей и, в частности, ценности традиций русской культуры, архитектуры применительно к сегодняшнему дню, а не в качестве забытого фольклора. Построенный мост через реку наоборот является хрупким соединительным звеном между современным безбожным миром (находящимся во власти Змея) и миром духовным или стремящемся быть таковым. Мост показывает, что разделение этих миров не должно быть абсолютным. Нужно отделиться, чтобы сохранить свет, но и оставить связь, чтобы нести свет остальному миру. Однако именно по этому же мосту проник и Горыныч в "Волшебный город"...

 

Золушка

Мультипликационный фильм. Киностудия "Аистята". Руководитель Элла Кимен. Автор Иван Канаев