Замок из пластилина

Замок из пластилина

Статья Ивана Канаева в журнале "Юный художник", 1997 г., №2

Практические советы по моделированию архитектуры из пластилина. Статья рекомендуется для занятий с детьми.

Лепить из пластилина я начал еще в дошкольном возрасте: "строил" пластилиновый город Авуград. Это была интересная игра. Позднее, знакомясь с архитектурой, стал относиться к этому занятию серьезно. Сейчас учусь на последнем курсе Государственного университета по землеустройству на архитектурном факультете.

 

Рисовать я еще не умел, но любил в детстве изображать маленькие картинки, как кадры мультфильма.

 

Снимать мультфильмы начал сам, дома. Упросив маму купить кинокамеру, осуществил свою детскую мечту. Мой пластилиновый город по-настоящему ожил. Хотя мама часто повторяла, что я "изобретал велосипед", я так не считаю. Позднее узнал о существовании народной детской киностудии "Аистята", снял мультфильмы "Золушка", "Волшебный город Художника". Теперь на этой же киностудии учу детей рисовать.

Как-то при благоприятном случае решил заняться монументальной живописью, стенной росписью интерьеров. Эта область, подчиненная архитектуре, создает среду, обстановку, в которой мы пребываем. Это то, что можно не только придумать в проекте или эскизе, но и создать своими руками.

Моделируя из пластилина, разработал некоторые приемы. Но освоив только их, вряд ли удастся слепить фантастический замок или дворец, а не сарай.

 

Знакомство с архитектурой лучше начать с рассматривания картинок, фотографий, памятников зодчества. Для изготовления модели можно выбрать существующее здание или придумать свое. На доске или фанере, на которой будет стоять модель, нужно вычертить план. Масштаб используется 1:50, 1:100, 1:200... Для сказочного теремка подойдет произвольный.

План храма
лепка из пластилина
Пластилиновая крыша

Стены люблю делать толстые, целиком из пластилина, а не склеивать из картона или плотной бумаги. Толщина, массивность стены видна в прорезях оконных и дверных проемов, арках. Грубую заготовку стены следует раскатать, разгладить цилиндрическим предметом, например, бутылкой, на стекле. Чтобы избежать прилипания, стекло, заготовку и бутылку смачиваю водой. При этом важно проследить, чтобы вода не попадала в трещину между слоями пластилина, которых не должно быть вообще. С лицевой стороны вместо окрашивания стену можно тонко обмазать пластилином нужного цвета и затем снова, но слегка разгладить бутылкой. С помощью ножа и угольника разметить стену и отрезать излишки, прорезать окна и двери. К окнам с внутренней стороны можно прилепить кусочки прозрачного целлулоида. В углы здания и наиболее ответственные места вдавить прутья из толстой проволоки, еще лучше рамы в виде буквы "П". Чтобы стена "прилипла" к предназначенному для нее месту на плане, промазать его тонким слоем пластилина. Щели также замазать пластилином, заровнять ножом.

Перекрытия и крыши делаются из толстого картона или фанеры, затем раскрашиваются или разрисовываются гуашью, обмазываются пластилином. Можно даже выложить черепицу из небольших кусочков пластилина. Во всех случаях крыши желательно покрыть лаком.


В моделировании имеет большое значение обобщение. Практически невозможно в точности повторить профиль карниза, наличник, капитель... Многие детали выполняются из пластилиновых "колбасок" различной толщины. Прилепив "колбаску" вдоль ровного края доски, а также с помощью ножа и линейки обрезав ее бока, получим "брусок" с прямоугольным сечением. Он может пригодиться, например, для карниза. Для изготовления мелких деталей используется только твердый пластилин. В каждую отдельно стоящую колонну вставляется каркас. Каменную кладку изображаем, облицовывая стену кусочками пластилина. Можно и всю стену целиком выложить из "камней", но нужно учесть, что швы между рядами ее ослабляют.

 

Для раскраски моделей лучше использовать неблестящие краски, например, водоэмульсионную, в которую добавляется гуашь. Но не всякая краска будет ложиться на пластилин. В этом нужно убедиться практически. Некрашеный пластилин смотрится лучше.

 

Даже аккуратно сделанная пластилиновая модель никогда не будет идеально ровной. Но она обладает особенным обаянием — в нее вложен труд творца, что делает ее необычным произведением искусства.

И. КАНАЕВ,студент VI курса архитектурного факультетаГосударственного Университета по Землеустройству

Модель храма