Главная ➤ Статьи ➤ Содержание диссертации ➤ Выбор места строительства храма

Архитектура современных православных малых храмов и часовен (на примере Москвы и Подмосковья)

Выбор места строительства храма

Малый храм или часовня могут быть построены в качестве первоначального ядра культурно-духовного комплекса. Для будущего комплекса необходимо зарезервировать территорию. Желательно, чтобы такой комплекс располагался в зеленой зоне. Таков малый храм Василия Великого, недавно построенный на открытом зеленом пространстве на территории ВВЦ.

В пункте 5.3 Свода правил написано: "Выбор участков на селитебной территории рекомендуется производить с учетом обеспечения доминантной роли храма в формировании окружающей застройки: участки с повышенным рельефом, ориентированные по осям магистральных дорог, с учетом их конфигурации, застройки соседних участков и др. в зависимости от градостроительных условий".

В прежние времена место строительства храма выбиралось так, чтобы храм доминировал среди окружающей застройки, т. е. выделялся своей высотой. Но в наше время в городских условиях это невозможно или очень затруднено. Тем более это относится к малым храмам. Современные  здания слишком высоки. Храм, построенный выше окружающей современной городской застройки, приобрел бы гипертрофированный масштаб, неоправданный для православного храма. Современная застройка обычно достаточно нейтральна, однообразна. Она может послужить фоном, на котором храм будет выделяться за счет богатства формы, яркости своего индивидуального образа.

Что касается новых московских храмов, то даже малый храм или часовня, профессионально и в традициях выполненные, украсят не только небольшое пространство внутри квартала, но и площадь. Пример этому мы видим на Октябрьской площади, у станции метро Тульская, на Арбатской площади. В последнем случае мы имеем в виду часовню Бориса и Глеба, а постмодернистский знак-часовня как раз является отрицательным примером.

Небольшой объем храма-часовни на Октябрьской площади разработан скульптурно, хотя и несколько вычурно. Пластическое решение поддержано смелым контрастным, но гармоничным цветовым решением: сочетание темно-коричневой бронзы со светло-серым камнем. Маленький яркий храм привлекает внимание даже на фоне огромных зданий нейтральной, если не сказать, унылой и бесцветной архитектуры и становится композиционным центром площади, отвлекая внимание от огромного памятника Ленина.

Небольшая деревянная церковь Св. Георгия Победоносца, стоящая в начале Бескудниковского бульвара на пересечении с Б.Академической улицей, смотрится значительно на фоне широкого фронта деревьев и "держит" площадь.