+7 916 387 85 28

avugrad@yandex.ru

Главная ➤ Статьи ➤ Содержание диссертации ➤ Размещение церковных комплексов

Архитектура современных православных малых храмов и часовен (на примере Москвы и Подмосковья)

Размещение церковных комплексов

Размещению церковных комплексов в современных градостроительных условиях посвящена диссертация Ю.Э. Саратовской.* В ней отмечены 3 типа храмов и храмовых комплексов, имеющих различные функции в зависимости от размещения в городе: культурно-духовный комплекс (на базе приходского комплекса или монастыря), храм в транспортном узле  (на площади или крупной улице)  и внутриквартальный храм  (в ткани жилой застройки). Можно условно считать, что культурно-духовный комплекс обслуживает город (раньше ему соответствовал монастырский комплекс), храм в транспортном узле - жилой район (раньше ему соответствовал уличанский храм), а внутриквартальный храм - микрорайон (раньше - внутрислободской храм).

Малый храм на 50 и 100 прихожан, который согласно вышеприведенному расчету обслуживает микрорайон, может выполнять функции и внутриквартального храма, и храма в транспортном узле. Примером внутриквартального храма, максимально приближенного к жилищу, являются деревянный храм Николая у Соломенной сторожки и каменный храм Митрофания Воронежского на 2-й Хуторской улице. Храм такой вместимости может также выполнять функции и храма в транспортном узле, т.е. на площади или крупной улице, у железнодорожной станции в пригороде. Тем более это относится к малому храму на 200 и 300 прихожан.

Опрос прихожан показал, что большинство их предпочитает иметь храм в пределах пешеходной доступности, а часть  верующих, совершающих ежедневные деловые поездки, посещают храмы в транспортных узлах города. Во время больших церковных праздников служба длится всю ночь, и прихожане, в том числе пожилые, вынуждены идти из храма домой пешком на значительные расстояния, так как общественный транспорт ночью не работает. Из этого следует, что  для города требуются как  храмы в транспортных узлах, обслуживающие условный жилой район, так и сеть внутриквартальных храмов, обслуживающих условный микрорайон.

Традиционно ставились храмы при въезде в город. Но при въезде в Москву на крупных транспортных развязках МКАД к такому храму не будет доступа пешеходов. Въезд в город может быть отмечен часовней.

* Саратовская Ю.Э. «Размещение и композиционная роль церковных комплексов в современных градостроительных условиях (на примере Москвы и городов Московской области)». Автореферат дисс... канд. архитектуры. М.2000