Главная ➤ Статьи ➤ Содержание диссертации ➤ Прообразы христианского храма

Архитектура современных православных малых храмов и часовен (на примере Москвы и Подмосковья)

Прообразы христианского храма

Подкупольное пространство средней части храма, зрительно объединенное с пространством конхи апсиды, не отделенным в древности высоким иконостасом, символизирует небо.

Ветхозаветным прообразом христианского храма является скиния (палатка), по Божию повелению поставленная Моисеем в пустыне. Скиния была разделена на три части, которые символизировали: 1) небо, 2) землю и море, 3) подземное пространство. По этому образу храм делится на три части: 1) алтарь, 2) собственно храм, или средняя часть (наос), 3) притвор (нартекс) - входная часть.

Алтарь предназначен для священнослужителей, средняя часть – для мирян, а в притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения, и кающиеся, тяжко согрешившие.

Новозаветными прообразами христианского храма стали пещера Гроба Господня и возведенный над ней храм-ротонда, а также Сионская горница. Объясняя высокий верх русских храмов, М.П. Кудрявцев образно говорит, что «русские зодчие на крестовый куб византийского храма поставили иерусалимскую ротонду - символ Воскресения Христова и создание Христианской Церкви».*

Центричная, устремленная вверх композиция ротонды направляет развитие русского храма от Софии Константинопольской до шатровой церкви в Коломенском.

В облике древнейшей восточно-христианской церкви сначала преобладала стена, позднее над ней возвысилась глава путем подъема купола на барабане. "Своеобразие древнерусского зодчества, его глубокое отличие от архитектуры других народов - в особенном подходе к символике и архитектурному образу храмового верха"**, верх является определяющим во всем образном строе храма.

* Кудрявцев М.П., Кудрявцева Т.Н. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм.// Къ свету №17.

** Кудрявцев М.П. Русский храм.//Къ свету №17